руководство по ремонту

Система охлаждения


См. также Система охлаждения двигателя Z6

Двигатель автомобиля эксплуатируют в различных климатических условиях и при различных нагрузках. Температура охлаждающей жидкости, а следовательно и двигателя, должна регулироваться и оставаться в узком температурном диапазоне, что обеспечивается системой охлаждения двигателя.
Система охлаждения герметичного типа включает водяной насос с приводом от ремня, вентилятор радиатора, радиатор, расширительный бачок, термостат и радиатор отопителя, шланги и переключатели. При пуске холодного двигателя охлаждающая жидкость циркулирует вокруг блока цилиндров и головки блока. Теплая охлаждающая жидкость проходит через радиатор отопителя к водяному насосу. Поскольку охлаждающая жидкость при нагреве расширяется, то повышается ее уровень в расширительном бачке. Поступление охлаждающей жидкости через радиатор прекращается благодаря закрытию термостата. Когда охлаждающая жидкость достигнет определенной температуры, термостат открывается и горячая охлаждающая жидкость проходит через шланг к радиатору. Поскольку охлаждающая жидкость проходит через радиатор, происходит ее охлаждение потоком встречного воздуха.


Рис. 2.47. Компоненты системы охлаждения автомобилей Mazda 3: 1 – радиатор; 2 – крышка радиатора; 3 – термостат; 4 – насос охлаждающей жидкости; 5 – лопасть вентилятора системы охлаждения; 6 – двигатель вентилятора системы охлаждения № 1, двигатель вентилятора системы охлаждения № 2; 7 – двигатели L3; 8 – двигатели LF, за исключением двигателей для L8

Кожух термостата расположен возле радиатора на четырехцилиндровых двигателях и в верхней задней части двигателя на шестицилиндровых двигателях (рис. 2.47).


Рис. 2.48. Блок-схема системы охлаждения двигателей моделей LF и L3: 1 – нагреватель; 2 – радиатор; 3 – расширительный бачок хладагента; 4 – термостат; 5 – насос охлаждающей жидкости; 6 – головка блока цилиндров; 7 – блок цилиндров; 8 – маслоохладитель

Технические характеристики системы охлаждения

Элементы

Двигатели

L8

LF

L3

Система охлаждения

Жидкостная с электроприводом вентиляторов

Емкость системы охлаждения (примерно), л

7,5

Насос охлаждающей жидкости:
Тип
  Тип


Центробежный с приводом от коленвала поликлиновым ремнем
Восковой

Термостат:
Температура начала открытия, С°
Температура полного открытия, C°
Ход при полном открытии, мм


80,0-84,0
97
Более 8

Радиатор

С гофрированными пластинами

Давление открытия клапана в крышке. кПа

112,8-142,2

Вентилятор системы охлаждения Тип

С термомодуляцией и электроприводом

Наружный диаметр, мм

300

300

300

Количества лопастей

Вентилятор N.1: 5
Вентилятор N.2: 7

Вентилятор N.1:5
Вентилятор N.2: 7 
Вентилятор N.1:7 
Вентилятор N.2: 5

Вентилятор N.1:7
Вентилятор N.2: 5

Управление электрическим вентилятором двигателей L8, LF (горячая область) и двигателя L3

Условие

Вывод 4L блока РСМ

Вывод 4В блока РСМ

Вывод 4F блока РСМ

Рабочий режим

Электродвигатель вентилятора системы охлаждения №1

Электродвигатель вентилятора системы охлаждения №2

Остановлен

Остановлен

выключено

выключено

выключено

Система кондиционирования воздуха: выключена температура охлаждающей жидкости (ниже 100°C)

Малая скорость

Малая скорость

включено

включено

выключено

Система кондиционирования воздуха: выключена температура охлаждающей жидкости (100-108 °C)

Высокая скорость

Высокая скорость

включено

включено

включено

Система кондиционирования воздуха: выключена температура охлаждающей жидкости (выше 108°C)

Малая скорость

Малая скорость

включено

включено

выключено

Система кондиционирования воздуха: включена температура охлаждающей жидкости (ниже 108 °C)

Высокая скорость

Средняя скорость

включено

выключено

включено

Система кондиционирования воздуха: включена температура охлаждающей жидкости (ниже 108 °C)

Высокая скорость

Высокая скорость

включено

включено

включено

Система кондиционирования воздуха: включена температура охлаждающей жидкости (выше 108°C)


Снимая крышку радиатора, следует проявлять осторожность (рис. 2.210).
Остановите двигатель и дайте ему остыть.
Оберните толстую ткань вокруг крышки и медленно поверните ее против часовой стрелки до первого ограничителя.
Отойдите от радиатора на время сброса давления. Убедитесь, что давление упало, надавите на крышку, не снимая с нее ткани, отверните и снимите ее.

Проверка пробки радиатора

Проверьте уровень охлаждающей жидкости.
Снимите пробку радиатора.
Очистите посадочную поверхность пробки радиатора и верхний шланг радиатора.


Рис. 2.212. Подключение компрессометра

Для проверки герметичности пробки радиатора подключите компрессометр к заправочной горловине расширительного бачка (рис. 2.212).

При подсоединении пробки радиатора к компрессометру нанесите воду или охлаждающую жидкость двигателя на уплотнение крышки.

Создайте в радиаторе указанное давление.
Давление: 127 кПа.
Убедитесь в том, что давление не падает. В противном случае проверьте систему на утечку охлаждающей жидкости.
– Если утечка охлаждающей жидкости – в верхней части патрубка шланга, замените верхний шланг и хомут.
– Если утечка охлаждающей жидкости – в основной части радиатора, замените радиатор.

Вентилятор, обтекатель радиатора, расширительный бачок

В рабочей системе радиатора используются электрические вентиляторы системы охлаждения № 1 и № 2, управляемые по сигналу от блока PCM.


Рис. 2.50. Вентиилятор, обтекатель и расширительный бачок в сборе: 1 – к радиатору; 2 – расширительный бачок системы охлаждения; 3 – двигатель вентилятора системы охлаждения № 1; 4 – двигатель вентилятора системы охлаждения № 2

Характеристики вентилятора системы охлаждения, двигателя вентилятора

Элемент

Двигатели

L8

LF

L3

Вентилятор системы охлаждения №. 1 Число лопастей

5

5

5

Мощность двигателя, Вт

80

80-120

70

Вентилятор системы охлаждения №. 2 Число лопастей

7

7

7

Мощность двигателя, Вт

80

80-120

120


Вентиляторы установлены на обтекателе радиатора. Обтекатель радиатора изготовлен из пластмассы. На автомобилях с двигателями LF и L8 расширительный бачок системы охлаждения может быть снят с обтекателя радиатора. На автомобилях с двигателем L3 расширительный бачок системы охлаждения не снимается (рис. 2.50).